NaVi – возрождение или погибель украинского CS?
Важно: точка зрения автора статьи не является точкой зрения администрации CyberFight.ru
Меньше недели назад игроки украинской команды
NaVi завоевали очередное мировое золото на планетарного масштаба
первенстве по Counter-Strike, World Cyber Games 2010. В этом году это
уже третий титул чемпионов мира, который берут NaVi, и явно не последний
в их карьере.
И вроде все хорошо, болельщики рады, игроки достигли своей цели,
украинский флаг развевается над первой ступенью пьедестала и с
гегемонией fnatic покончено.
Достижения
NaVi уже перестали быть неожиданностью для всего киберспортивного мира,
теперь от них всегда ждут минимум попадания в финал. А это значит, что
парни своей стабильности достигли. Все остальное – в их руках.
Пришло время задуматься о будущем. О будущем украинского киберспорта,
в частности – Counter-Strike’a. Ведь огромное количество людей,
радующихся победам NaVi, уверены, что эти победы в свою очередь дают
некую гарантию для будущего украинских CS-команд на мировой арене. А это
совсем не так. Более того, как показывает опыт, появление в стране
легендарной команды влечет за собой такой вал популярности, который
убивает в этой самой стране вообще весь киберспорт.
Так было с Норвегией. Так было с Польшей. Так было с Данией.
Вообще, опыт наблюдения за CS-сценой говорит, что для страны,
которая взращивает легендарный состав, есть всего два пути последующего
развития событий:
Путь 1.Подпитка–
этот путь можно охарактеризовать огромной популярностью удачливого
коллектива на родине. Фанаты их обожают, игроки стремятся быть такими же
успешными, как они.
Но у каждого легендарного состава наступают времена кризиса, люди
теряют интерес к игре или возможность выступать на столь высоком
уровне. И тогда легендарная команда начинает питаться лучшими игроками
страны. Известность тэга, контракты, поездки, вера в победы – огромное
количество прогеймеров не могут отказаться от предложения вступить в
лучшую команду страны.
Пострадавшими в таких случаях оказываются те составы, что
напрямую конкурировали с командой-легендой. Эти «стремящиеся» составы
лишаются своих лучших стрелков, которых долгое время выращивали и
оказываются отброшенными на многие месяцы назад. Так, за две-три недели
команда-легенда возвращает себе форму, но страна теряет сразу несколько
коллективов, способных на соперничестве с лидером вырасти, накопить
опыта и уже потом совершить массированный десант на мировые чемпионаты.
Проходит еще полгода, команда-лидер привозит домой еще пачку
золотых медалей, еще кто-то из состава легендарной команды собирается на
пенсию и все повторяется вновь: молодых, подающих надежды переманивают в
лучшую команду страны, а коллективы-конкуренты оказываются вновь
отброшенными назад.
В данной схеме вся страна играет роль кормовой базы для одной
команды, которая по мере надобности выуживает любого из игроков, какого
пожелает, ослабляя конкурентные коллективы. Это позволяет
команде-легенде продлить свою жизнь, но убивает соревновательный дух и
киберспорт в регионе в целом, ведь теперь высшей точкой каждого
играющего в стране становится не «добиться со своей командой всего и
сокрушить всех», а «стать замеченным и попасть в лучшую команду страны
Х, где меня сделают звездой».
Однако, ни в коем случае нельзя делать вывод о том, что такое
поведение команды-лидера преступно, что именно команда-лидер является
убийцей Counter-Strike'а в своей стране, нет. Команда-лидер лишь ведет
себя так, как и должна вести себя топовая команда – отбирает подходящие
для себя кадры, присматривает нужное пополнение, заботится о своей силе.
Решающим фактором тут становится не сама легендарная команда, а её
окружение – остальные команды страны, её игроки и капитаны.
В доказательство вышесказанного, взглянем на одну из стран, о которых
мы говорили – где были легендарные коллективы, никем непобедимые
команды. И в которых сейчас нет Counter-Strike'а. Потому что он там
умер. Я говорю про Норвегию.
7777777777777777777777777777777
Говорит Йорген «Xeqtr» Йохансен, легендарный капитан, игрок eoLithic и NoA: В
чем проблема того, что в Норвегии умер киберспорт? Проблема в
ментальности, в подходе. В Норвегии просто нет людей, кто бы осмелился
бросить вызов лучшим. В Норвегии просто нет людей, кто бы хотел стать
победителем - люди ждут, что все случится само собой, что успех сам
найдет их. Люди боятся соревнования с лучшими, потому что могут не
проиграть, а с признанием своих слабостей у абсолютного большинства -
огромные проблемы. В итоге - нет ни того, кто может бросить вызов, нет
ни команд, ни киберспорта.
Страх, трусость и лень убили Counter-Strike в Норвегии. В Норвегии! А
ведь Норвегия - это не Бангладеш, это та самая страна, что дала нам eoLithic c такими звездами, как elemeNt, knoxville, DarK, Xeqtr, Naikon и многих других. Это страна и игроки, которые стала фундаментом для не менее легендарной NoA.
И вот – Counter-Strike там больше нет. Он мертв. Лучшие прогеймеры
страны, вместо того чтобы по заветам ушедших на покой отцов драть всю
планету, не могут явиться даже на онлайн-игры в лиге ESL, раз за разом
получая штрафные очки в конце-концов – прогнозируемые пинки под зад.
Лучших прогеймеров страны опасаются брать под свое крыло организации
даже мелкого пошибу, настолько безответственными, лишенными мотивации и
всякого рвения ребятами они прослыли.
А ведь это REAL, prb, noLA – ребята, которых назвать нубами и трусами нельзя. Но факты остаются фактами – elemeNt и Xeqtr
принесли Норвегии известность в Counter-Strike и десятки золотых
медалей, однако именно это, именно невиданная доселе известность вселили
в их соотечественников мысль о том, что превзойти достижения eoLithic и
NoA невозможно в принципе. Что эти команды являли собой некий
"феномен".
Тогда как на самом деле не бывает никаких "феноменов" и непобедимых
команд. Каждая команда долго и упорно карабкается на вершину, как eoL, как SK, как fnatic, как mTw. Как NaVi, наконец.
И каждая команда однажды будет с этой вершины сброшена – каким бы "феноменом" её не считали. Так было с eoL, так было с SK, так было с fnatic и mTw. Так будет и с NaVi.
Таков закон. Конечно, завоеванные медали и слава уже никуда не денутся,
игроки займут свое место рядом с такими же известными прогеймерами и их
еще не скоро забудут.
Но ведь не одной командой NaVi должна жить вся Украина? Если,
конечно, Украина не хочет последовать примеру России и десять лет подряд
вспоминать лишь былые успехи, как мы сейчас вспоминаем M19 и Virtus.pro
образца 2004 года. Если такого Украина не хочет, то единственный их
путь – воспитывать и противопоставлять NaVi как можно большее количество
команд. Пять, десять, пятнадцать – чем больше их будет, тем будет
лучше. По итогам, может, останется 2-3 коллектива, которые на
противостоянии с NaVi смогут поднять свою планку до уровня команд
мирового топа и успешно бороться за титулы тогда, когда время NaVi
пройдет.
Альтернативой первому варианту развития событий может стать второй вариант:
Путь 2.Сопротивление –
именно этим словом можно охарактеризовать важнейшее необходимое
условие, которое должно демонстрироваться другими командами страны, если
в ней появляется команда-легенда.
В вашей стране появляется гигант уровня Pentagram или eoLithic?
Отлично. Они принесут вашей стране знаменитость, золотые медали и о них
снимут много мувиков. Но это не значит, что вы и ваша команда должны
стать батареей для их популярности. Совсем наоборот – вы и ваша команда
должны воспользоваться данным судьбой шансом, чтобы встречаться с лучшей
пятеркой страны как можно чаще и постараться научиться у них всему
тому, чему они сами научились у мирового топа. Команда уровня чемпионов
мира в вашей стране, вашем городе – это не сбывшаяся мечта "ой, вот
однажды и я туда попаду!", это открытый сундук с сокровищами, где роль
драгоценностей и золота играет их опыт и скилл.
Вам лишь нужно постоянно держать себя в форме, чтобы с каждой
новой игрой быть способными не повторять старых ошибок и учиться новым
фишкам. Ведь ребята привозят их со всех концов света, где играют с
самыми сильными коллективами планеты. Играйте с ними, учитесь их фишкам,
обкрадывайте их на идеи, подсматривайте - делайте все то, что делали
они сами. Не нужно мечтать о том, что эта команда кого-нибудь из вас
заметит и снизойдет до того, чтобы пригласить лучших из вас к себе.
Нужно мечтать о том, чтобы эта команда была вынуждена вас заметить,
вынуждена с вами считаться.
В данном случае все упирается в наличие в стране адекватных и
понимающих капитанов, которые могут своим авторитетом удержать людей в
отдельно взятой команде и не дать им стать кормовой базой, не дать уйти в
более известный проект. Есть такие капитаны – будут и команды с
командным духом. Будут в таких командах и игроки, которые пусть и
проиграют тридцать раз подряд, но преодолеют эти невзгоды и будут идти
до конца, пока не научатся играть также, как и лучшая команда страны.
Чтобы однажды играть с ними наравне. И обыгрывать их. Чтобы их страна на
турнирах высшего уровня была представлена не одной, а двумя, тремя,
четырьмя составами.
Как мы видим, второй путь намного более сложен, требует наличия не
только четко поставленной цели, не только стремления к этой цели, но и
намного большей силы воли со стороны прогеймеров. Вознаграждение,
однако, тоже совсем не слабое - возможность не для одной, а для
двух-трех-четырех команд представлять свою страну на лучших мировых
турнирах. И, следовательно, очевидное признание этой страны как
киберспортивной державы.
По второму пути - пути сопротивления, последовала, например, Швеция. Скандал на WCG 2004, где HeatoN обозвал fisker'а волосатым слабаком и бабой, разделил команду SK, а с ней и шведскую сцену надвое – позже, играя в NiP, fisker оставил команду, не желая соседствовать в ней с HeatoN'ом. Вместе с fisker'ом ушли vilden, SpawN и ahl. Так, ссора положила конец SK.swe, но дала рождения другим командам – NiP, обновленным SK, а ведь еще были spiXel и многие другие.
Те же cArn, dsn, forest
– кто они были в 2004 году? Неудачники топового Counter-Strike'а, давно
играющие на шведской CS-сцене, но не способные одолеть какого-либо
известного соперника. Из того же пула был и RobbaN.
Однако ребята не сдались и достигли своего – и теперь шведская CS-сцена
является одной из сильнейших в мире. Во многом, именно благодаря их
упорству и вере в себя. В таких как они. Не в далеких звезд, не в
SpawN'а и Potty, а в товарищей.
Поэтому, как показывает опыт - то, сможет ли каждая отдельная страна
воспользоваться своим шансом и воспитать вокруг команды-легенды еще
несколько топовых команд, зависит лишь от человеческого материала в этой
самой стране.
От капитанов, от подчиненных им игроков. От командного духа.
Найдутся ли на Украине капитаны и игроки, способные в важнейший момент своей карьеры не бросить своих, вступив в
NaVi и усилив эту команду, или на примере Украины мы увидим развитие
первого варианта, а NaVi останутся единственными в истории украинскими
чемпионами – покажет лишь время.
Сергей "asfalot" Мандрик, специально для CyberFight.ru