16 января 2007 года я написал свою первую колонку
на gameinside.ua. Она носила название «Counter Strike: 1.6 -vs- Counter
Strike: Source», а заканчивалась следующими словами:
Подводя итог, я бы хотел сказать вот что. Когда
задумывалось написание этой колонки, я был уверен, что её последней
фразой станет что-то вроде намека на то, что, судя по всему
происходящему, Контер-Страйку версии 1.6 будет суждено умереть в
день выхода обещанного чуда от Valve, но после заявления касательно
версии проводимой игры на CPL и ESWC, могу лишь сказать, что пожить некоторое время пациент еще сможет, но факт, что умереть ему придется, остается фактом.
Вынужден признать, это было достаточно дерзко –
давать свои слегка аналитические мысли, имея сравнительно небольшой опыт
пребывания в кибер-среде. Говорить о правильности предсказания не
приходится, поскольку я скорее не угадал, чем угадал сценарий развития
событий. Едва ли можно было предугадать появление мецената в лице
Арбалета, который своими стараниями вливал в CS определенную «порцию
жизни».
Умирает ли CS? Переиначив слова знаменитого Генри Форда, можно сказать:
"Если ты уверен, что CS умирает - ты прав; если ты думаешь что нет - тоже прав".
Умирает, я считаю, пока еще громкий
синоним для фразы "снижение популярности" в киберспортивной среде. То,
что спад существует - факт. Однако паблики по-прежнему забиты и многие
из вас же ни за что не перестанут играть в CS 1.6. "И будет теплиться в нём кровь до вашего последнего клика".
Прежде, чем начать идти по пунктам, хочется сказать кое-что о CS:GO.
Наверняка многие находятся в неведении, будет ли
The International по Counter-Strike: Global Offensive или не будет.
Сидят, наверное, ждут и думают: "если будет - я тут же начну
задрачивать, новая игра, новая волна - вдруг и мне повезёт?!" Money,
money, money. Always sunny. In the rich man's world. А как же любовь к
игре? Играть в нелюбимую игру ради денег? Прискорбно это признать, но
практически все поступят именно так, ведь деньги - очень сильный
мотиватор, и именно они, как ни крути, способны повернуть
мнение геймеров вспять.
Но хватит о плохом. Теперь о хорошем. The
International по Counter-Strike: Global Offensive не будет. Во всяком
случае, пока. Об этом знают многие профессиональные геймеры и среди них
ходят разговоры именно такого плана. Почему хорошо? Очевидно именно
потому, что игру нужно проводить по той дисциплине, которая будет
собирать больше положительных отзывов, нежели негативных.
С основной идеей о том, что дисциплина
разваливается из-за того, что разработчики не видят в этом смысла из-за
устаревшей игры, которая мало помогает hardware-производителям
промоутить свои новые, производительные продукты, сложно не согласиться.
Для производителей (читай спонсоров турниров) выгодно светиться там,
где есть много ЦА (целевой аудитории). Некоторым определенно выгодно
рекламировать свои видео-карты, процессоры и прочее - среди той
аудитории, которая играет в дисциплину, требующую гораздо большую
компьютерную производительность, чем тот же CS 1.6. Последняя версия
вышла в 2003 году и с тех пор не изменялась, а вот компьютерный прогресс
изменяется очень быстро.
Смысл в том, что пользователю, игра которого пойдет на Пентиуме 3, не нужно Core-i7. Это, несомненно, может быть ключевой причиной в снижении популярности.
Но есть еще несколько причин, которые так же мешают развитию дисциплины. Как известно, когда нет развития - есть спад.
1) По законам человеческого бытия, постоянно
пользоваться чем-то одним надоедает. У молодой аудитории (которая
является основным источником прироста популярности) появляется просто
громаднейший выбор игровых новинок. Если буквально, то даже несмотря на
свою уникальность, в CS 1.6 не будет играть все больше и больше людей
просто потому, что она "старая".
2) Мизерное количество проектов, которые бы
популяризировали игру. Киберспортивных школ, которые учили бы
профессиональному геймингу, как бы это глупо для некоторых не звучало, -
практически нет. Если сделать анализ фан-баз киберспортивных проектов
(fnatic, SK-Gaming, Natus Vincere, Moscow Five, Virtus.pro и т.д.), то
рост безусловно есть. Но на фоне популярности других дисциплин (а это,
как мы знаем, является чуть ли основным фактором для организаторов), у
которых рост происходит значительно быстрее, ситуация с CS 1.6 выглядит
именно как угасание.
Сюда также можно было бы отнести равнодушность
разработчиков, которые также не вкладывают свои внимание и деньги для
дальнейшего развития, однако это косвенная причина и за аргумент сойти
не может.
Регресс очевиден. Если следовать закономерности, то в 2013 году дисциплина еще будет жить, но на издыхании.
Второе мнение, что компания обращается не к тем
людям для этого (хотя первое мнение тут имеет большую аргументацию).
Взгляните на разработчиков популярных серий CS`a:
Винить Valve за то, что они следуют к своей, только
им известной цели, - глупо. Также едва ли стоит обвинять Turtle
Entertaiment в убийстве CS`a из-за решения убрать дисциплину из
основного списка игр на IEM`e. Carmac озвучил причины:
Вероятно, о нём все забыли. Однако, один из
профессиональных игроков рассказывал, что последние апдейты не просто
улучшили игру, а сделали её гораздо ближе к CS 1.6. Я также установил
себе версию ProMod`a и сам убедился, что игра по физике действительно
стала похожа на 1.6. Если раньше CSProMod стоило считать "больше
CS:Souce, чем 1.6, то сейчас это больше CS 1.6, чем CS:Souce. В игре
осталась присущая Сорсу анимация, однако стрельба стала на порядок
приближенной к привычной. Убедиться в этом вы можете сами. Для этого
нужно просто иметь аккаунт в Steam. Далее:
Если разработчики ProMod`a смогут максимально
сделать игру приближенной, возникнет новая сложность - продвинуть его в
массы настолько, чтобы "перехватить" всю целевую аудиторию. Однако если
учесть сравнительные данные (об этом чуть ниже) популярности CS 1.6 и
CS: Source и учесть их объединение, то игра может получить новый глоток
свежего воздуха.
В свое время я спрашивал у
профессиональных геймеров, будут ли они играть в CS:GO, если тот заменит
CS 1.6. Если вы не видели этого видео, предлагаю посмотреть вам его еще
раз. Выводы - за вами.
Valve сосредотачивает все свое внимание на DOTA2;
в релиз Counter-Strike: Global Offensive не будут вкладывать такие же
силы и ресурсы. Да и в целом давно стоит понять, что киберспорт это
скорее следствие из уже созданной игры, а не наоборот. Совсем другое
дело смотреть на рынок, в который выводится игра, и учитывать пожелания
игровой общественности. Как же так, спросите вы... а второй подряд
турнир на больше полутора миллиона долларов призовых? Вопреки этому,
здесь имеет место скорее тщательно взвешенный шаг, направленный на пиар и
привлечение внимания.
Говорить о том, каким может быть успех CS:GO пока
еще рано. Если Valve не будут пушить CS:GO, тот продолжит быть "сам по
себе". Организаторы крупных турниров на данный момент лишь
присматриваются к этой дисциплине. IEM не включил его в список
дисциплин, т.к. для них, прежде всего, важна популярность, а судить о
ней по бете (в данном случае) - рано. ESWC также держит руку на пульсе и
добавляет Global Offensive лишь в качестве дополнительной дисциплины. А
WCG на ближайший год под налетом китайских организаторов прощупывает
Сounter-Strike: Online.
Что касается СS 1.6, то в 2013 году, как минимум,
по нему проведут Copenhagen Games и еще несколько турниров. На данный
момент у игры аудитория еще достаточно велика, и пренебрегать ею будут
едва ли. Однако все говорит о том, что дисциплина на издыхании.
Расстраиваться, как мне кажется, в любом случае не
стоит. Все идёт своим чередом и нам остается лишь следить за событиями и
при определенных условиях поддержать тот или иной сценарий.
Никогда не стоит зацикливаться на одних обстоятельствах, забывая о возможных перспективах. Лично я ставлю на Counter-Strike 2.0, которым Valve, возможно, займется после релиза DOTA2. А на что ставите вы?